Существование

Значение слова Существование по Ефремовой:

Существование:

  1. Наличие, факт бытия кого-либо, чего-либо
  2. Жизнь, бытие.
  3. Бездеятельный, лишенный цели, смысла, духовных интересов образ жизни.

Существование в Энциклопедическом словаре:

Существование - в истории философии - понятие, обозначавшее наличное бытие вещи, которое, в отличие от сущности, постигается не мышлением, но опытом. Центральная категория экзистенциализма.

Значение слова Существование по словарю Ушакова:

Существование - существования, ср.

  1. только ед. жизнь, бытие. Великим подспорьем всего его существования, неизменным товарищем и другом была ему его тетка. Тургенев . Есть много средств сделать человеческое существование постылым. Салтыков-Щедрин . Покончить (земное) существование (умереть; книжн.). Отравить (всё) существование кому-нибудь (помешать кому-нибудь жить или чувствовать себя спокойно, сделать кому-нибудь жизнь несносной). Прекратить существование (перестать существовать, умереть). Жалкое существование. Остаться без средств к существованию. || То, что имеется в наличии, что существует. Когда я начинал новый труд, я совершенно не помнил о существовании "Записок одного молодого человека". Герцен . В первый же год своего существования предприятие добилось больших успехов. Прекратить существование (перестать существовать, быть).
  2. То же, что существо во 2 знач. (книжн. редко). Умолкла Ольга Афанасьевна, а за нею умолк и весь дом, словно мгла опустилась на

Определение слова «Существование» по БСЭ:

Существование - [позднелат. ex (s) istentia, от лат. ex (s) isto - существую], в диалектико-материалистической философии синоним бытия материи и сознания.

В истории философии понятие «С.» употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, которое, в отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а опытом. Схоластика (см. Реализм, Номинализм) усматривала в дуализме сущности и С. коренную раздвоенность природного (сотворённого) универсума, снимаемую лишь в боге: С. вещи не выводимо из её сущности, но детерминировано в конечном счёте творческим волением бога.

Английский Эмпиризм 17-18 вв. (Дж. Локк, Д. Юм) признаёт реальность единичных фактов, С. которых ниоткуда не выводимо и которые фиксируются в чувственном опыте - источнике всякого знания. Рационализм нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Г. Фихте, Г. Гегель) в своём истолковании С. исходит из учения о тождестве мышления и бытия: С., по существу, трактуется здесь как нечто разумное, рациональное. Попыткой примирить обе точки зрения были учения Г. Лейбница и И. Канта. Лейбниц признаёт два рода истин: вечные истины разума и истины факта; однако различие между первыми и вторыми, согласно Лейбницу, существует только для конечного человеческого разума, в божественном разуме оно снимается. Кант признаёт онтологическое значение С. непознаваемой «вещи в себе», которое принципиально невыводимо логически, так как невозможно логически вывести существование ни одного чувственного явления (ибо рассудок даёт лишь формальную связь, а материал для него поставляет чувственность).

Принципиально новый категориальный смысл С. получает у С. Кьеркегора. Он противопоставляет рационализму (в частности, Гегеля) понимание С. как человеческого бытия, которое постигается непосредственно. С., по Кьеркегору,- единично, личностно, конечно. Конечное С. имеет свою судьбу и обладает историчностью, ибо понятие истории, согласно Кьеркегору, неотделимо от конечности, неповторимости С., то есть от судьбы.

В 20 в. кьеркегоровское понятие С. возрождается в Экзистенциализме (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, Г. Марсель и др.), где оно занимает центральное место. С. (то есть экзистенция; отсюда сам термин «экзистенциализм») трактуется в экзистенциализме как нечто соотнесённое с трансценденцией, то есть выходом человека за собственные пределы. Непостижимая для мышления связь С. с транцендепцией, его конечность обнаруживаются, согласно экзистенциализму, в факте самого С. Однако конечность, смертность С. - не просто эмпирический факт прекращения жизни, а начало, определяющее структуру С., пронизывающее собой всю человеческую жизнь. Отсюда характерный для экзистенциализма интерес к так называемым «пограничным ситуациям» (страдание, страх, тревога, вина), в которых выявляется природа С.

Выступая против всех форм идеализма, марксистская философия рассматривает С. как объективную реальность многообразных форм материи и как социально-историческое бытие, определяющее положение человека в обществе. См. ст. Бытие и литературу при ней. П. П. Гайденко.    

Слова на букву: 

Поделиться:

Plarium: кроссплатформенные игры ждут тебя!
Plarium: кроссплатформенные игры ждут тебя!